ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Определены цель и задачи кластеризации агропродовольственного сектора в контексте реализации экспортного потенциала АПК. Систематизированы основные предпосылки создания кластеров с учетом приоритетности внешнеторговых отношений участников кластерного процесса. Разработаны теоретико-методологические подходы эффективного кластерообразования во внешнеторговой сфере. Выявлены ключевые преимущества интернационализации кластерного процесса субъектов кластерных организаций. Представлены основные этапы интернационализации кластерных структур.
Представлены результаты исследований механизма оказания государственной поддержки организаций АПК, в том числе направления финансирования инвестиционных проектов. Предложены определения терминов «субсидии на уплату процентов (части процентов) за пользование кредитами» и «бюджетные трансферты на возмещение части капитальных затрат по инвестиционным проектам». Приведена блок-схема совершенствования механизмов государственной поддержки АПК Республики Беларусь (классификация мер господдержки).
Определена современная структура республиканского объединения «Белагросервис». Проведен глубокий и всесторонний анализ, а также дана оценка производственно-финансового состояния отечественных агросервисных организаций. При этом изучена дебиторская и кредиторская задолженность, рассмотрена структура выручки и рентабельность отдельных видов агросервисных работ и услуг. Разработаны перспективные направления эффективного функционирования агросервисных организаций на современном этапе.
Изучены особенности функционирования отечественных научно-технологических парков и их резидентов. Проведен сравнительный анализ экономической эффективности сельскохозяйственных организаций в соответствии с плановыми показателями выполнения Государственной программы развития агарного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы. Определено влияние фонда инновационного развития в технопарке на результативность коммерциализации нововведений и производственно-хозяйственной деятельности резидентов.
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Разработан механизм маркетинговой поддержки национальных субъектов рынка овощной продукции, который включает совокупность нормативно-правовых, институциональных, маркетинговых и инфраструктурных условий по обеспечению экономических отношений между операторами рынка. Обоснован комплекс мероприятий по объединению производителей и переработчиков овощей, а также организаций торговли, транспорта, логистики, складирования, упаковки на межгосударственном, национальном, региональном и локальном (предприятие) уровнях. Предложено создание общественного объединения «Национальные овощеводы» как некоммерческой организации, деятельность которой будет направлена на оказание информационно-консалтинговых, маркетинговых, представительских и образовательных услуг.
Одна из важнейших задач для агропромышленного комплекса Беларуси – наращивание производства овощей, плодов и ягод в целях обеспечения населения качественной плодоовощной продукцией, увеличения экспортного потенциала, повышения эффективности перерабатывающих предприятий. В настоящее время в связи с непростой внешнеполитической ситуацией и в условиях, усугубленных последствиями коронавирусной пандемии СОVID-19, эта задача становится все более актуальной. Рассмотрены тенденции выращивания плодоовощной продукции в Беларуси и предложены меры по увеличению объемов ее производства.
Представлены результаты комплексного изучения производственного испытания кормовой добавки «Антикет» с вводом такого сорбента, как ферроцин, в составе рационов дойных коров в период летне-пастбищного содержания животных. Отражены итоги исследования радиологической, зоотехнической и экономической эффективности данной кормовой добавки.