Preview

Аграрная экономика

Расширенный поиск
№ 11 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 

3-11 14
Аннотация

Концепция развития сельского хозяйства в качестве основного ориентира предполагает использование в аграрной сфере рыночных принципов хозяйствования. В связи с этим одним из приоритетных направлений цифровой трансформации агропромышленного комплекса должно стать применение разнообразных информационных технологий.

Сегодня нет такой сферы производства, в которой бы не использовались данные технологии. В экономически развитых странах мира интенсивность и эффективность сельскохозяйственного производства обеспечиваются не только путем внедрения новшеств, но и за счет улучшения информационно-технологической базы, используемой при управлении производственными и иными процессами. Применение современных информационных технологий считается главным условием интенсификации аграрного производства.

12-19 13
Аннотация

В статье дан анализ результатов кадастровой оценки сельскохозяйственных земель Беларуси по одному из ее показателей - нормативному чистому доходу. Приведены значения последнего, относящиеся к отдельным видам земель, административным и хозяйственным единицам. Составлена картограмма размеров нормативного чистого дохода по районам, установлена корреляционная связь последнего с баллами плодородия почв, а также урожайностью зерновых и зернобобовых культур. Проанализированы результаты использования величины нормативного чистого дохода при оптимизации земель сельскохозяйственного назначения и определении размеров убытков, причиненных землепользователям в результате изъятия у них земельных участков.

20-30 13
Аннотация

В условиях сложившегося в республике диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию вместе с ограничениями по финансированию крупнотоварных сельскохозяйственных производителей дальнейшее совершенствование механизма их хозяйствования в векторе конъюнктурной динамики внутреннего и внешнего рынков, бесспорно, предполагает максимальное освоение внутриорганизационных резервов оптимизации затрат денежно-материальных ресурсов, в том числе на основе логистического подхода. В контексте данной проблемы авторами была разработана модель совершенствования экономического механизма формирования логистических затрат, которая представлена тремя основными блоками - мониторингом логистических затрат, объектно-процессной декомпозицией производственно-сбытовой системы, расчетом плановых логистических затрат в составе программы развития сельскохозяйственной организации. Приведено методическое обоснование содержания и практической направленности каждого из предложенных элементов совершенствования механизма, выработаны подходы к их адаптации в современных условиях хозяйствования. Выявлен потенциальный уровень резервов оптимизации логистических затрат в условиях организационно-отраслевой структуры сельскохозяйственных организаций Горецкого, Дрибинского и Мстиславского районов.

31-37 14
Аннотация

В статье раскрыты сущность, цели, задачи, преимущества и недостатки аутсорсинга как инструмента развития логистической деятельности аграрных предприятий. Выделены тенденции и обоснованы особенности его применения в мировой практике. Рассмотрены приоритетные направления и формы использования аутсорсинга в организациях АПК, способные повысить конкурентоспособность субъектов хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках.

38-45 16
Аннотация

В статье рассмотрены ключевые направления, а также приоритеты социально-экономического развития АПК Республики Беларусь и Российской Федерации на современном этапе. Обоснована эффективность используемых в данных странах комплексов мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и потребителей в условиях пандемии. Определена результативность политики реагирования на COVID-19, выработанной государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении агропромышленного комплекса.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

46-56 9
Аннотация

В статье представлен мировой опыт развития и стимулирования экспортной деятельности предприятий АПК в Республике Беларусь, а также обоснованы наиболее эффективные практики и инструменты поддержки и стимулирования экспорта продовольствия с учетом национальных ресурсов и особенностей Беларуси.

57-69 9
Аннотация

Проблема сбыта продукции была всегда актуальной для сельскохозяйственных производителей. Разрозненным, мелким товаропроизводителям крайне трудно наладить ее хранение, переработку и постоянную, систематическую доставку. Особенно непросто складывается сотрудничество мелких товаропроизводителей и торговых сетей. Из-за неразвитой системы маркетинга товаропроизводители нередко несут значительные потери своей продукции. Некоторые становятся банкротами. Страны с развитой рыночной экономикой столкнулись с перечисленными вызовами в начале или в средине XX ст. В этот период начинает активно развиваться аграрный маркетинг. В XX ст. маркетинговые советы получили активное распространение во многих странах мира.

На постсоветском пространстве особенности работы маркетинговых советов изучены недостаточно. Например в Украине таких структур не существует. В работе раскрыты предпосылки возникновения маркетинговых советов в различных странах мирах. Выявлены 2 основных пути создания таких структур - объединение производителей и государственная инициатива. Установлены назначение и принципы работы маркетинговых советов. Идентифицированы формы собственности и организационно-правые формы собственности таких структур. Охарактеризованы особенности работы советов.

СПРАВОЧНАЯ ИФОРМАЦИЯ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-9806 (Print)