Маркетинговые советы: мировой опыт формирования и развития
Аннотация
Проблема сбыта продукции была всегда актуальной для сельскохозяйственных производителей. Разрозненным, мелким товаропроизводителям крайне трудно наладить ее хранение, переработку и постоянную, систематическую доставку. Особенно непросто складывается сотрудничество мелких товаропроизводителей и торговых сетей. Из-за неразвитой системы маркетинга товаропроизводители нередко несут значительные потери своей продукции. Некоторые становятся банкротами. Страны с развитой рыночной экономикой столкнулись с перечисленными вызовами в начале или в средине XX ст. В этот период начинает активно развиваться аграрный маркетинг. В XX ст. маркетинговые советы получили активное распространение во многих странах мира.
На постсоветском пространстве особенности работы маркетинговых советов изучены недостаточно. Например в Украине таких структур не существует. В работе раскрыты предпосылки возникновения маркетинговых советов в различных странах мирах. Выявлены 2 основных пути создания таких структур - объединение производителей и государственная инициатива. Установлены назначение и принципы работы маркетинговых советов. Идентифицированы формы собственности и организационно-правые формы собственности таких структур. Охарактеризованы особенности работы советов.
Список литературы
1. Cook, Christopher D. Farmers are destroying mountains of food. Here’s what to do about it [Electronic resource] / Christopher D. Cook // The Guardian. - Mode of access: https://www.theguardian.com/commentisfree/2020/may/07/farmers-food-covid-19/. - Date of access: 01.06.2020.
2. Кириенко, А. Пищевой парадокс США: банки продовольствия испытывают дефицит, а фермеры выбрасывают продукты [Электронный ресурс] / А. Кириенко // AgroPortal.ua - Режим доступа https://agroportal.ua/news/mir/pishchevoi-paradoks-ssha-pri-pandemii-koronavirusa-prodovolstvennye-banki-ispytyvayut-nekhvatku-a-fermery-vynuzhdeny-vybrasyvat-produkty/. - Дата доступа: 26.05.2020.
3. Стасюк, І. Фермери викидають овочі через закриття найбільшого оптового ринку півдня України. Сотні вантажівок з овочами, зеленню й фруктами не змогли продати продукцію [Электронный ресурс] / I. Стасюк. // https://hmarochos.kiev.ua - Режим доступа https://hmarochos.kiev.ua/2020/04/15/fermery-vykydayut-ovochi-cherez-zakryttya-najbilshogo-optovogo-rynku-pivdnya-ukrayiny-foto/. - Дата доступа: 26.05.2020.
4. На Тернопільщині фермери віддають овочі за безцінь або викидають на смітник [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://agronews.ua/news/na-ternopil-shchyni-fermery-viddaiut-ovochi-za-beztsin-abo-vykydaty-na-smitnyk/. - Дата доступа: 26.05.2020.
5. Украинских фермеров призвали легализироваться [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://agroportal.ua/news/ukraina/ukrainskikh-fermerov-prizvali-legalizirovatsya/ Дата доступа: 26.05.2020.
6. Зінченко, А. Без базару: хто навесні розорив малих овочівників [Электронный ресурс] / А. Зінченко. - Режим доступа: https://business.ua/business/10051-bez-bazaru-khto-navesni-rozoriv-malikh-ovochivnikiv. - Дата доступа: 26.05.2020.
7. Бровинская, М. Закрытые продовольственные рынки - перекрытый кислород фермерам [Электронный ресурс] / М. Бровинская. - Режим доступа: https://biz.liga.net/all/prodovolstvie/article/tonny-gnilyh-ovoschey-fermery-po-vsemu-miru-vybrasyvayut-urojay—fotoreportaj. - Дата доступа: 26.05.2020.
8. Коли Україна отримає перший транш від ЄС для підтримки сільського господарства [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://landlord.ua/news/koly-ukraina-otrymaie-pershyi-transh-vid-ies-dlia-pidtrymky-silskoho-hospodarstva/. - Дата доступа: 26.05.2020.
9. Abbott, John C. Agricultural marketing boards in the Developine Countries [Electronic resource] / John C. Abbott. // American Journal of Agricultural Economics. - 1967. - № 3. - P. 705-722. Mode of access: https://academic.oup.com/ajae/article/49/3/705/103560/. - Date of access: 26.05.2020.
10. Jones, William O. Food-Crop Marketing Boards in Tropical Africa / William O. Jones // The Journal of Modern African Studies. - 1987. - № 3. - Vol. 25. - P. 375-402.
11. Naygo, Rodolfo M., Rae, Allan N. New Zealand’s Statuory Marketing Boards: their History and Some Recent Development / Rodolfo M. Naygo, Allan N. Rae // Journal of Food Distribution Research. - 1993. - № 2. - P. 94-100.
12. Forbes, J. Societal control of producer marketing boards / J. Forbes // Journal of Macromarketing. - 1982. - Vol. 2, Spring. - P. 27-37.
13. Marketing board [Electronic resource] // Britannica. - Mode of access: https://www.britannica.com/topic/marketing-board. - Date of access: 26.05.2020.
14. Tamilia, Robert D. The importance of marketing boards in Canada: a twenty-firs century perspective [Electronic resource] / Robert D. Tamilia // British Food Journal. - 2007. - № 2. - P. 119-144. - Mode of access: -https://www.jstor.org/stable/825670?read-now=1&seq=1#page_scan_tab_contents. - Date of access: 26.05.2020.
15. Irish dairy cooperative «Ornua» [Electronic resource]. // www.ornua.com. - Mode of access: https://www.ornua.com/reports/. - Date of access: 26.05.2020.
16. British wool marketing board (BWMB) [Electronic resource] // British Wool Marketing Board. - Mode of access: https://www.britishwool.org.uk/about. - Date of access: 26.05.2020.
17. Grain giants and family farmers - the untold story of losing the Canadian Wheat Board [Electronic resource]. - Mode of access: https://rabble.ca/columnists/2019/06/grain-giants-and-family-farmers-untold-story-losing-canadian-wheat-board. - Date of access: 26.05.2020.
18. Osterreich Wein Marketing GmbH (OWM) [Electronic resource] // Osterreich Wein. - Mode of access: https://www. oesterreichwein.at/oewm-partner/oewm. - Date of access: 26.05.2020.
Рецензия
Для цитирования:
Грецкая Н. Маркетинговые советы: мировой опыт формирования и развития. Аграрная экономика. 2020;(11):57-69.
For citation:
Gretskaya N. Marketing boards: world experience of formation and development. Agrarian Economics. 2020;(11):57-69. (In Russ.)