ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Исследуются проблемы развития евразийского агропродовольственного комплекса: потенциал, текущее состояние и перспективы. Анализируется проблема самообеспечения продовольствием с учетом взаимной торговли и возможности концентрации усилий стран–членов ЕАЭС на инновационном рывке сельского хозяйства с целью увеличения экспорта и его доли в мировой торговле, адекватно располагаемой площади сельхозугодий.
Проанализирована структура мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием на основании степени переработки товаров. Дана сравнительная оценка экспорта и импорта агропродовольственных товаров Беларуси в контексте усиления роли продукции с высокой степенью переработки исходных материалов. Представлены основные товарные позиции страны в экспорте и импорте, систематизированные в 3 группы: необработанная продукция, товары с частичной переработкой и товары с высоким уровнем переработки.
Изложен системный подход реформирования государственного сектора сельского хозяйства с учетом тенденций и закономерностей его развития. Описаны риски разгосударствления и приватизации в сельском хозяйстве, а также основные направления и меры его реформирования.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Исследована мировая практика регулирования построения систем прослеживаемости агропродовольственной продукции как одного из приоритетных направлений обеспечения качества и безопасности продовольствия на национальном и международном уровнях. Выявлены особенности реализации принципов данной концепции в ряде стран.
Представлен концептуальный обзор современных подходов к учету амортизации сельскохозяйственной техники, используемых в разных странах мира. Акцент сделан на отраслевой специфике, которая обусловливает применение определенных методов и инструментов начисления амортизации. Раскрыт механизм влияния условий эксплуатации машинно-тракторного парка на выбор амортизационной политики организации. Рассмотрены отличительные принципы управленческого учета амортизации в предприятиях АПК, а также возможности принять во внимание при ее определении целый ряд специфических факторов – инфляцию, неравномерность эксплуатации техники, ее ремонтный цикл и др. Затронута проблема научно обоснованного распределения стоимости долгосрочных активов во времени.