ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Выявлены корректирующие показатели, дифференцирующие территории по уровню развития, которые позволят более корректно определить степень реализации сельскими территориями функций в социальной сфере и обосновать необходимость их государственной поддержки. Предложены комплексные показатели оценки необходимости государственной поддержки на основе типологии сельских территорий от уровня их развития, которые обеспечат переход государственного ценового регулирования с прямой поддержки сельского хозяйства на его индикативное управление. Охарактеризована предложенная методика оценки государственной помощи, которая позволит обосновать бюджетную поддержку и мероприятия по улучшению социально-экономического положения сельских территорий на основе обеспечения корректного использования экономических, социальных и экологических показателей, а также управлять регионом через разработку прогноза и стратегических документов развития сельскохозяйственных территорий.
В современных условиях устойчивое развитие экономики организаций АПК предполагает дальнейшее совершенствование механизма повышения эффективности управления убыточными, неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями с использованием широкого круга инструментов, механизмов изменения отношений собственности, системы управления и иных отношений, недопущения негативных социальных последствий, обеспечения единой государственной политики в области поддержки сельскохозяйственных производителей, привлечения инвестиций. В связи с этим в статье содержатся предложения по совершенствованию механизма повышения эффективности управления убыточными, неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями.
Представлены результаты исследований, касающихся обоснования целесообразности интеграции в агробизнесе, а также ее форм, предпочтительных для существующих и проектируемых структур. Описана методика оценки эффективности деятельности интеграционных образований и их участников. Разработан алгоритм для обоснования целесообразности создания нового объединения и выбора формы интеграции. Его использование осуществляется в 4 этапа и предполагает формулировку интересов участников для получения представления о возможных эффектах, возникающих при выборе той или иной модели объединения. Сделан вывод о недостаточной обоснованности решений о создании многих интеграционных структур в аграрном бизнесе Республики Беларусь. В связи с этим подчеркнута исключительная важность взвешенного, последовательного подхода к планированию и формированию объединений в условиях соблюдения основных принципов интеграции.
Выявлены тенденции развития скотоводства. Обоснована необходимость повышения эффективности производства молока, выращивания и откорма крупного рогатого скота в коммунальном унитарном производственном предприятии (далее – КУПП) «Шумилинский райагросервис». Даны конкретные предложения, направленные на стимулирование и мотивацию сотрудников, повышение продуктивности крупного рогатого скота, снижение расхода кормов на единицу продукции (с учетом типа и характера использования угодий, системы содержания животных, а также видов кормов, входящих в состав рациона).