Научные концепции и методологические подходы к формированию системы мониторинга внешних рынков сбыта сельскохозяйственных товаров
https://doi.org/10.29235/1818-9806-2021-8-29-45
Аннотация
Важное место в реализации внешнеторговой политики государства, региона, отрасли, субъекта хозяйствования занимает система мониторинга зарубежных продовольственных рынков. Без понимания тенденций их развития, качественных и количественных параметров, потребителей и конкурентов невозможно построить эффективный аграрный бизнес. В статье представлены результаты научного исследования по теоретическим и методологическим основам развития внешнеторговой политики и повышения экспортного потенциала агропродовольственной сферы Республики Беларусь с учетом мирового опыта. Изучены и систематизированы научные и практические особенности формирования эффективной системы планирования, организации и проведения мониторинга внешних рынков сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Обоснованы методические подходы к анализу условий доступа и выхода на зарубежные рынки агропродовольственной продукции.
Об авторах
Н. КиреенкоБеларусь
Киреенко Наталья Владимировна – заведующая кафедрой инновационного развития АПК, доктор экономических наук, профессор
Минск
И. Войтко
Беларусь
Войтко Ирина Александровна – доцент кафедры инновационного развития АПК, кандидат экономических наук, доцент
Минск
Список литературы
1. Андерсон, К. Измерение последствий искажения торговой политики: как далеко мы продвинулись / К. Андерсон // Мировая экономика. – 2003. – Вып. 26. – С. 413−440.
2. Бора, Б. Количественная оценка нетарифных мер. Вопросы политики в международной торговле и товарах / Б. Бора, А. Кувахара, С. Лэйрд. – Нью-Йорк; Женева: ООН, 2002. – 47 с.
3. Мэнсфилд, Э. Политическая экономия нетарифных барьеров: межнациональный анализ / Э. Мэнсфилд, М. Буш // Междунар. организация. – 1995. – Вып. 49. – № 4. – С. 723–749.
4. Чен, Н. Торговая интеграция и неоднородность между отраслями / Н. Чен, Д. Новый // Журн. междунар. экономики. – 2011. – Вып. 85. – № 2. – С. 206–221.
5. Дюмулен, И. И. Всемирная торговая организация / И. И. Дюмулен. – М.: ВАВТ, 2012. – 360 с.
6. Дюмулен, И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практики и правил ВТО, интересы России / И. И. Дюмулен // Рос. внеш. неэкон. мессенджер. – 2016. – № 2. – С. 3−20.
7. Киселев, С. В. Государственное регулирование сельского хозяйства в переходной экономике / С. В. Киселев. – М.: Ин-т экономики РАН, 1994. – 179 с.
8. Российский агробизнес: ценовые отношения в контексте перехода к экспортоориентированной экономике и интеграции в ЕАЭС: монография / А. Ф. Серков и [др.]; под ред. И. Г. Ушачева. – М.: Науч. консультант, 2019. – 294 с.
9. Папцов, А. Г. Мировая агропродовольственная система и глобальное изменение климата / А. Г. Папцов, Н. А. Шеламова // АПК: экономика, упр. – 2017. – № 11. – С. 81–94.
10. Серова, Е. В. Мировая аграрная политика / Е. В. Серова, О. В. Шик. – М.: Изд-во Высш. шк. экономики, 2007. – 407 с.
11. Серова, Е. Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ и влияние вступления России в ВТО на агропродовольственный вектор [Электронный ресурс] / Е. Серова, Н. Карлова. – Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/WBI-Training/ch21.pdf. – Дата доступа: 22.04.2021.
12. Тарасов, В. И. Нестандартные меры по защите агропродовольственного рынка / В. И. Тарасов, В. Г. Свинухов, С. М. Сухов; под ред. И. Н. Добросоцкий. – М.: Междунар. центр науч.-техн. информ., 2005. – 128 с.
13. Развитие и повышение конкурентоспособности российского сельского хозяйства в контексте интеграции в ЕАЭС: науч.-практ. изд. – М.: Росинформагротех, 2018. – 348 с.
14. Акулич, И. Л. Маркетинг / И. Л. Акулич, И. З. Герчиков. – Минск: Светоч, 2014. – 395 с.
15. Барановский, С. И. Стратегический маркетинг / С. И. Барановский, Л. В. Лагодич. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 299 с.
16. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования / А. П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2008. – 464 с.
17. Клюкач, В. А. Маркетинг в агропромышленном комплексе / В. А. Клюкач, Д. А. Логинов. – М.: Колос, 2010. – 254 с.
18. Кожекин, Г. Я. Маркетинг предприятия: учеб. пособие / Г. Я. Кожекин, С. Г. Мисербиева. – Минск: Мисанта, 2004. – 239 с.
19. Колз, Р. Л. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Р. Л. Колз, Д. Н. Ул; пер. с англ. – 8-е изд. – М.: Колос, 2000. – 512 с.
20. Стариков, В. Я. Стратегический маркетинг. Политика товародвижения: учеб.-метод. комплекс: в 2 ч. Ч. 1: Стратегический маркетинг; Ч. 2: Политика товародвижения / В. Я. Стариков, С. Г. Щербакова. – Минск: Изд-во МИУ, 2006. – 244 с.
21. Гусаков, В. Г. ВТО: регулирование внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания: правила и нормы / В. Г. Гусаков, М. С. Байгот. – Минск: Беларус. навука, 2007. – 200 с.
22. Методические рекомендации по развитию внешнеторговых отношений в связи с необходимостью региональной и международной интеграции в сфере АПК, включая вступление Беларуси в ВТО / В. Г. Гусаков [и др.] // Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2012. – С. 37–45.
23. Гусаков, В. Г. Внешнеторговые отношения Беларуси и Европейского Союза в аграрном секторе: проблемы и перспективы / В. Г. Гусаков, М. С. Байгот, В. И. Бельский. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2012. – 190 с.
24. Бельский, В. И. Экономический механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика / В. И. Бельский. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2018. – 265 с.
25. Бельский, В. И. Механизм сбалансированного развития внешней торговли агропродовольственными товарами Беларуси в рамках ЕАЭС / В. И. Бельский, Н. В. Карпович. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2019. – 199 с.
26. Бельский, В. И. Научные предложения по формированию переговорной позиции Республики Беларусь при вступлении в ВТО в области ценовой поддержки сельского хозяйства / В. И. Бельский, А. М. Тетеркина, Е. С. Лычагин. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2018. – 67 с.
27. Дайнеко, А. Е. Геоэкономические приоритеты Республики Беларусь / А. Е. Дайнеко. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 363 с.
28. Киреенко, Н. В. Научная методология экономического регулирования АПК и развития его сбытовой системы / Н. В. Киреенко // Межведом. темат. сб. «Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси». – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2019. – Вып. 47. – С. 146–172.
29. Киреенко, Н. В. Диверсификация государственной поддержки сельского хозяйства в Беларуси с учетом международных требований и обязательств / Н. В. Киреенко, И. А. Казакевич // Белорус. экон. журн. – 2018. – № 4. – С. 65–76.
30. Киреенко, Н. В. Модели развития аграрного бизнеса в международной практике / Н. В. Киреенко // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. аграр. навук. – 2021. – Т. 59, №1. – С. 23–42.
31. Стратегия развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь в условиях усиленной конкуренции на мировом продовольственном рынке / А. П. Шпак [и др.] // Аграр. экономика. – 2015. – № 8. – С. 2–8.
32. Ахрамович, В. Методологические подходы к оценке экспортного потенциала агропродовольственной отрасли / В. Ахрамович // Экономика сел. хоз-ва. – 2014. – № 8. – С. 43–49.
33. Байгот, М. С. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности Беларуси в аграрном секторе: вопросы теории, методологии, практики / М. С. Байгот; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Беларус. навука, 2010. – 367 с.
34. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – СПб.: Питер Пресс, 2019. – 800 с.
35. Баззел, Р. Д. Информация и риск в маркетинге / Р. Д. Баззел, Д. Ф. Какс, Р. В. Браун. – М.: Финстатинформ, 1993. – 96 с.
36. Диксон, П. Р. Управление маркетингом: учеб. пособие / П. Р. Диксон. – М.: Бином, 1998. – 556 с.
37. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высш. шк., 1996. – 255 с.
38. Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П. Дойль. – СПб.: Питер, 2001. – 559 с.
39. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива; пер. с франц. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
40. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
41. Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 733 с.
42. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
43. Голубков, Е. П. Маркетинг для маркетологов / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 5 (61). – С. 105–122.
44. Служба сельскохозяйственного маркетинга – Agricultural Marketing Service [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wikichi.ru/wiki/Agricultural_Marketing_Service. – Дата доступа: 25.05.2021.
45. European System of Cooperative Research Networks in Agriculture [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/European_System_of_Cooperative_Research_Networks_in_Agriculture. – Дата доступа: 27.05.2021.
46. Сельское хозяйство и агропродовольствие Канады – Agriculture and Agri-Food Canada [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wikichi.ru/wiki/Agriculture_and_Agri-Food_Canada#Research. – Дата доступа: 26.05.2021.
47. Бразильская корпорация сельскохозяйственных исследований – Brazilian Agricultural Research Corporation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wikichi.ru/wiki/Brazilian_Agricultural_Research_Corporation. – Дата доступа: 25.04.2021.
48. Агропродовольственная политика в продвижении экспорта сельскохозпродукции: опыт Аргентины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inter-legal.ru/agroprodovolstvennayapolitika-v-prodvizhenii-eksporta-selskohozyajstvennoj-produktsii-opyt-argentiny. – Дата доступа: 25.04.2021.
49. Паспорт приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/cMQSd7VmfBXrGXLv6ncG3ZNq8QtzOvAH.pdf. – Дата доступа: 25.05.2021.
50. АО «Казагромаркетинг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ao-kazagromarketing.tiu.ru. – Дата доступа: 25.05.2021.
51. Казакевич, И. А. Льготное кредитование как мера государственной поддержки аграрного сектора Беларуси в рамках ЕАЭС и ВТО / И. А. Казакевич // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. аграр. навук. – 2017. – № 2. – С. 36–47.
52. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с.
Рецензия
Для цитирования:
Киреенко Н., Войтко И. Научные концепции и методологические подходы к формированию системы мониторинга внешних рынков сбыта сельскохозяйственных товаров. Аграрная экономика. 2021;1(8):29-45. https://doi.org/10.29235/1818-9806-2021-8-29-45
For citation:
Kireyenko N., Voytko I. Scientific concepts and methodological approaches to the formation of a monitoring system for foreign markets for agricultural products. Agrarian Economics. 2021;1(8):29-45. (In Russ.) https://doi.org/10.29235/1818-9806-2021-8-29-45