ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Проведен комплексный анализ мирового рынка картофеля и карто фелепродуктов. Дана сравнительная оценка производства и торговли по товарной и географической направленности. Представлены ключевые игроки рынка. Определено место Республики Беларусь в глобальных товарных потоках картофеля и картофелепродуктов в товарном, страновом и ценовом аспектах.
Установление возможностей устойчивого развития отраслей сельского хозяйства за счет качественного и количественного факторов наращивания производства, реализации мероприятий по повышению его эффективности позволит сформировать обоснованные объемы сырья в рамках продуктовых подкомплексов АПК.
В статье рассмотрены основные результаты развития скотоводства в организациях системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Обоснован критерий идентификации резервов роста производства молока, разработаны методические подходы их оценки, выполнена апробация по данным выборки предприятий Минсельхозпрода Республики Беларусь.
На основании обобщения подходов отечественных и зарубежных исследователей предложена авторская интерпретация сущности и структуры категории «нематериальные активы». Новизна заключается в более полном учете и вовлечении их неидентифицируемой части в хозяйственную деятельность коммерческой организации. Рассмотрены ключевые различия бухгалтерского и экономического подходов к определению и учету нематериальных активов, выявлены специфические сложности в управлении последними и важнейшие взаимосвязи, раскрывающие новый контекст инновационного развития на основе использования потенциала имеющихся в распоряжении предприятия нематериальных активов.
На основе изучения применяемых в современной отечественной и зарубежной науке различных методов и методологий оценки конкурентоспособности регионов определен и обоснован ее алгоритм в Республике Беларусь в условиях устойчивого развития, включающий 3 этапа – подготовительный, оценку, анализ результатов оценки по системе выбранных 6 укрупненных показателей, не противоречащих друг другу и отражающих реальную (современное состояние) и потенциальную (совокупность имеющихся возможностей) конкурентоспособность региона с позиций устойчивого развития. На основе этих показателей дана оценка уровней конкурентоспособности регионов Республики Беларусь с использованием собранных статистических данных за период 2015–2019 гг.; определены требования к системе показателей, которые можно классифицировать по направлению и степени воздействия.
Представлена рейтинговая оценка регионов республики по реальной, потенциальной конкурентоспособности и ее интегральному коэффициенту в соответствии с предложенной шкалой оценки (от 0 до 1).
Рассмотрены виды, модели и этапы деловой карьеры, а также фазы становления работника как профессионала. Отражены критерии продвижения кадров, строящих (планирующих) административную карьеру («управленцев»), и сотрудников, выбирающих путь «эксперта». Выделены особенности, определяющие перспективы профессионального и должностного роста в малом агробизнесе.
На примере диаграммы совершенствования карьеры показано, на чем человек должен сосредоточить свои усилия для достижения поставленной цели. Уделено внимание не только факторам успешной карьеры персонала с учетом его личностных и деловых качеств, но и объективным условиям, влияющим на продвижение сотрудника по службе.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Украина из года в год неуклонно наращивает производство зерновых культур. Растет и экспорт. Однако инфраструктура досталась Украине от плановой системы хозяйствования. Она проектировалась с учетом потребностей экономики СССР. В последние 30 лет модернизация инфраструктуры в Украине практически не проводилась. Вагонно-транспортный парк железной дороги полностью изношен. Большинство автодорог требует капитального ремонта. Судоходство на реках развито недостаточно. Лидирующие позиции при транспортировке зерновых занимает автотранспорт, который осуществляет их перевозку со значительным превышением допустимых норм веса. Эта практика приводит к уничтожению и без того изношенного дорожного покрытия. Железнодорожный транспорт не может в полной мере обеспечить перевалку всего объема зерновых в пиковые месяцы маркетингового года. Проблема транспортировки сельскохозяйственной продукции, в частности, зерновых и зернобобовых, актуальна не только для Украины, но и для большинства постсоветских стран – Беларуси, Казахстана, Российcкой Федерации и т. д. В статье проанализированы особенности функционирования железнодорожного, речного и автотранспорта в контексте перевозки зерновых и зернобобовых культур. Методом SWOT-анализа установлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы всех 3 видов транспорта в Украине – железнодорожного, водного, автомобильного. Проанализирована ситуация, которая возникла на украинской железной дороге. Сформулированы пути решения проблем, связанных с работой всех 3 видов транспорта. Для украинской железной дороги рекомендовано усиление роли государства в ее деятельности.
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования продовольственных фондов в зарубежных странах, в том числе и в государствах – членах ЕАЭС. Выделены подходы к созданию резервов продовольствия и отличия в выполняемых ими функциях, а также особенности управления продовольственными резервами в разных странах. Определена роль фондов продовольствия в укреплении продовольственной безопасности на национальном уровне в период пандемии COVID19 в 2020 г.