Preview

Agrarian Economics

Advanced search

Scientific concepts and methodological approaches to the formation of a monitoring system for foreign markets for agricultural products

https://doi.org/10.29235/1818-9806-2021-8-29-45

Abstract

An important place in the implementation of foreign trade policy of the state, region, industry, business entity is occupied by the monitoring system of foreign food markets. Without understanding their development trends, qualitative and quantitative parameters, consumers and competitors, it is impossible to build an effective agricultural business. The article presents the results of a scientific study on the theoretical and methodological foundations of the development of foreign trade policy and increasing the export potential of the agri-food sector of the Republic of Belarus, taking into account world experience. The scientific and practical features of the formation of an effective planning system, organization and monitoring of foreign markets for agricultural products and food products have been studied and systematized. The methodological approaches to the analysis of the conditions of access and entry to foreign markets for agri-food products have been substantiated.

About the Authors

N. Kireyenko
Institute for Advanced Studies and Retraining of Agrarian and Industrial Complexes of the Belarusian State Agrarian Technical University
Belarus

Kireyenkо Nataliуa Vladimirovna – Head of the Department of Innovative Development of the Agro-Industrial Complex, Doctor of Economic Sciences, Professor;

Minsk



I. Voytko
Institute for Advanced Studies and Retraining of Agrarian and Industrial Complexes of the Belarusian State Agrarian Technical University
Belarus

Voytko Iryna Alexandrovna – Associate Professor of the Department of Innovative Development of the Agro-Industrial Complex, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 

Minsk



References

1. Андерсон, К. Измерение последствий искажения торговой политики: как далеко мы продвинулись / К. Андерсон // Мировая экономика. – 2003. – Вып. 26. – С. 413−440.

2. Бора, Б. Количественная оценка нетарифных мер. Вопросы политики в международной торговле и товарах / Б. Бора, А. Кувахара, С. Лэйрд. – Нью-Йорк; Женева: ООН, 2002. – 47 с.

3. Мэнсфилд, Э. Политическая экономия нетарифных барьеров: межнациональный анализ / Э. Мэнсфилд, М. Буш // Междунар. организация. – 1995. – Вып. 49. – № 4. – С. 723–749.

4. Чен, Н. Торговая интеграция и неоднородность между отраслями / Н. Чен, Д. Новый // Журн. междунар. экономики. – 2011. – Вып. 85. – № 2. – С. 206–221.

5. Дюмулен, И. И. Всемирная торговая организация / И. И. Дюмулен. – М.: ВАВТ, 2012. – 360 с.

6. Дюмулен, И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практики и правил ВТО, интересы России / И. И. Дюмулен // Рос. внеш. неэкон. мессенджер. – 2016. – № 2. – С. 3−20.

7. Киселев, С. В. Государственное регулирование сельского хозяйства в переходной экономике / С. В. Киселев. – М.: Ин-т экономики РАН, 1994. – 179 с.

8. Российский агробизнес: ценовые отношения в контексте перехода к экспортоориентированной экономике и интеграции в ЕАЭС: монография / А. Ф. Серков и [др.]; под ред. И. Г. Ушачева. – М.: Науч. консультант, 2019. – 294 с.

9. Папцов, А. Г. Мировая агропродовольственная система и глобальное изменение климата / А. Г. Папцов, Н. А. Шеламова // АПК: экономика, упр. – 2017. – № 11. – С. 81–94.

10. Серова, Е. В. Мировая аграрная политика / Е. В. Серова, О. В. Шик. – М.: Изд-во Высш. шк. экономики, 2007. – 407 с.

11. Серова, Е. Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ и влияние вступления России в ВТО на агропродовольственный вектор [Электронный ресурс] / Е. Серова, Н. Карлова. – Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/WBI-Training/ch21.pdf. – Дата доступа: 22.04.2021.

12. Тарасов, В. И. Нестандартные меры по защите агропродовольственного рынка / В. И. Тарасов, В. Г. Свинухов, С. М. Сухов; под ред. И. Н. Добросоцкий. – М.: Междунар. центр науч.-техн. информ., 2005. – 128 с.

13. Развитие и повышение конкурентоспособности российского сельского хозяйства в контексте интеграции в ЕАЭС: науч.-практ. изд. – М.: Росинформагротех, 2018. – 348 с.

14. Акулич, И. Л. Маркетинг / И. Л. Акулич, И. З. Герчиков. – Минск: Светоч, 2014. – 395 с.

15. Барановский, С. И. Стратегический маркетинг / С. И. Барановский, Л. В. Лагодич. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 299 с.

16. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования / А. П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2008. – 464 с.

17. Клюкач, В. А. Маркетинг в агропромышленном комплексе / В. А. Клюкач, Д. А. Логинов. – М.: Колос, 2010. – 254 с.

18. Кожекин, Г. Я. Маркетинг предприятия: учеб. пособие / Г. Я. Кожекин, С. Г. Мисербиева. – Минск: Мисанта, 2004. – 239 с.

19. Колз, Р. Л. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Р. Л. Колз, Д. Н. Ул; пер. с англ. – 8-е изд. – М.: Колос, 2000. – 512 с.

20. Стариков, В. Я. Стратегический маркетинг. Политика товародвижения: учеб.-метод. комплекс: в 2 ч. Ч. 1: Стратегический маркетинг; Ч. 2: Политика товародвижения / В. Я. Стариков, С. Г. Щербакова. – Минск: Изд-во МИУ, 2006. – 244 с.

21. Гусаков, В. Г. ВТО: регулирование внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания: правила и нормы / В. Г. Гусаков, М. С. Байгот. – Минск: Беларус. навука, 2007. – 200 с.

22. Методические рекомендации по развитию внешнеторговых отношений в связи с необходимостью региональной и международной интеграции в сфере АПК, включая вступление Беларуси в ВТО / В. Г. Гусаков [и др.] // Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2012. – С. 37–45.

23. Гусаков, В. Г. Внешнеторговые отношения Беларуси и Европейского Союза в аграрном секторе: проблемы и перспективы / В. Г. Гусаков, М. С. Байгот, В. И. Бельский. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2012. – 190 с.

24. Бельский, В. И. Экономический механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика / В. И. Бельский. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2018. – 265 с.

25. Бельский, В. И. Механизм сбалансированного развития внешней торговли агропродовольственными товарами Беларуси в рамках ЕАЭС / В. И. Бельский, Н. В. Карпович. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2019. – 199 с.

26. Бельский, В. И. Научные предложения по формированию переговорной позиции Республики Беларусь при вступлении в ВТО в области ценовой поддержки сельского хозяйства / В. И. Бельский, А. М. Тетеркина, Е. С. Лычагин. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2018. – 67 с.

27. Дайнеко, А. Е. Геоэкономические приоритеты Республики Беларусь / А. Е. Дайнеко. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 363 с.

28. Киреенко, Н. В. Научная методология экономического регулирования АПК и развития его сбытовой системы / Н. В. Киреенко // Межведом. темат. сб. «Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси». – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2019. – Вып. 47. – С. 146–172.

29. Киреенко, Н. В. Диверсификация государственной поддержки сельского хозяйства в Беларуси с учетом международных требований и обязательств / Н. В. Киреенко, И. А. Казакевич // Белорус. экон. журн. – 2018. – № 4. – С. 65–76.

30. Киреенко, Н. В. Модели развития аграрного бизнеса в международной практике / Н. В. Киреенко // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. аграр. навук. – 2021. – Т. 59, №1. – С. 23–42.

31. Стратегия развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь в условиях усиленной конкуренции на мировом продовольственном рынке / А. П. Шпак [и др.] // Аграр. экономика. – 2015. – № 8. – С. 2–8.

32. Ахрамович, В. Методологические подходы к оценке экспортного потенциала агропродовольственной отрасли / В. Ахрамович // Экономика сел. хоз-ва. – 2014. – № 8. – С. 43–49.

33. Байгот, М. С. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности Беларуси в аграрном секторе: вопросы теории, методологии, практики / М. С. Байгот; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Беларус. навука, 2010. – 367 с.

34. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – СПб.: Питер Пресс, 2019. – 800 с.

35. Баззел, Р. Д. Информация и риск в маркетинге / Р. Д. Баззел, Д. Ф. Какс, Р. В. Браун. – М.: Финстатинформ, 1993. – 96 с.

36. Диксон, П. Р. Управление маркетингом: учеб. пособие / П. Р. Диксон. – М.: Бином, 1998. – 556 с.

37. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высш. шк., 1996. – 255 с.

38. Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П. Дойль. – СПб.: Питер, 2001. – 559 с.

39. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива; пер. с франц. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.

40. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.

41. Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 733 с.

42. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.

43. Голубков, Е. П. Маркетинг для маркетологов / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 5 (61). – С. 105–122.

44. Служба сельскохозяйственного маркетинга – Agricultural Marketing Service [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wikichi.ru/wiki/Agricultural_Marketing_Service. – Дата доступа: 25.05.2021.

45. European System of Cooperative Research Networks in Agriculture [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/European_System_of_Cooperative_Research_Networks_in_Agriculture. – Дата доступа: 27.05.2021.

46. Сельское хозяйство и агропродовольствие Канады – Agriculture and Agri-Food Canada [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wikichi.ru/wiki/Agriculture_and_Agri-Food_Canada#Research. – Дата доступа: 26.05.2021.

47. Бразильская корпорация сельскохозяйственных исследований – Brazilian Agricultural Research Corporation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wikichi.ru/wiki/Brazilian_Agricultural_Research_Corporation. – Дата доступа: 25.04.2021.

48. Агропродовольственная политика в продвижении экспорта сельскохозпродукции: опыт Аргентины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inter-legal.ru/agroprodovolstvennayapolitika-v-prodvizhenii-eksporta-selskohozyajstvennoj-produktsii-opyt-argentiny. – Дата доступа: 25.04.2021.

49. Паспорт приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/cMQSd7VmfBXrGXLv6ncG3ZNq8QtzOvAH.pdf. – Дата доступа: 25.05.2021.

50. АО «Казагромаркетинг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ao-kazagromarketing.tiu.ru. – Дата доступа: 25.05.2021.

51. Казакевич, И. А. Льготное кредитование как мера государственной поддержки аграрного сектора Беларуси в рамках ЕАЭС и ВТО / И. А. Казакевич // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. аграр. навук. – 2017. – № 2. – С. 36–47.

52. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496 с.


Review

For citations:


Kireyenko N., Voytko I. Scientific concepts and methodological approaches to the formation of a monitoring system for foreign markets for agricultural products. Agrarian Economics. 2021;1(8):29-45. (In Russ.) https://doi.org/10.29235/1818-9806-2021-8-29-45

Views: 513


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-9806 (Print)