Measures to support the production and marketing activities of organizations of the agroindustrial complex of the Republic of Belarus
https://doi.org/10.29235/1818-9806-2023-8-21-34
Abstract
Factors were identified that determine the characteristics of the production and marketing activities of agroindustrial organizations at each stage of the value chain. А set of measures was developed to support the production and promotion of domestic food products to domestic and foreign markets, including tools for financial, economic, organizational, information and communication, regulatory and production and technological impact.
About the Authors
A. GorbatovskijBelarus
Gorbatovskij Alexander Viktorovich – Head of the Sector of Economy of Industries, Candidate of Economic Sciences
Minsk
S. Mitskevich
Belarus
Mitskevich Svetlana Mikhailovna – Senior Researcher of the Sector of Economy of Industries, Master of Economic Sciences
Minsk
A. Loban
Belarus
Loban Andrei Gennadievich – Researcher of the Sector of Economy of Industries, Master of Economic Sciences
Minsk
References
1. Киреенко, Н. Механизм маркетинговой поддержки национальных субъектов рынка овощной продукции / Н. Киреенко, М. Арнатович // Аграр. экономика. – 2022. – № 11. – С. 71–77.
2. Киреенко, Н. В. Система сбыта продукции АПК на основе маркетингового подхода: теория, методология, практика: в 2 ч. / Н. В. Киреенко; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2015. – Ч. 1. – 265 с.
3. Кондратенко, С. А. Устойчивое развитие регионального агропродовольственного комплекса: теория, методология, практика / С. А. Кондратенко; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2019. – 286 с.
4. Пилипук, А. В. Современные аспекты и механизмы обеспечения устойчивого стратегического развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в мире и Республике Беларусь / А. В. Пилипук, С. А. Кондратенко // Белорус. экон. журн. – 2020. – № 2. – С. 79–95.
5. Бельский, В. И. Механизм сбалансированного развития внешней торговли агропродовольственными товарами Беларуси в рамках ЕАЭС / В. И. Бельский, Н. В. Карпович. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2019. – 199 с.
6. Факторы эффективности и проблемы устойчивости действующего организационно-экономического механизма обеспечения национальной продовольственной безопасности / И. В. Гусакова [и др.] // Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации; редкол.: В. Г. Гусаков (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2022. – Гл. 1, § 1.1. – С. 9–17.
7. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июля 2021 г., № 292 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. – Дата доступа: 04.07.2023.
8. О системе регулирования цен [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 окт. 2022 г., № 713 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22200713&p1=1. – Дата доступа: 04.07.2023.
9. Об установлении предельных максимальных цен на продукцию, поставляемую для переработки [Электронный ресурс]: постановление М-ва сел. хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь, 17 нояб. 2022 г., № 113 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22239086&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 04.07.2023.
10. Об установлении фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2023 года, закупаемую для государственных нужд [Электронный ресурс]: постановление М-ва сел. хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь, 14 марта 2023 г., № 33 // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. – Режим доступа: https:// mshp.gov.by/uploads/Files/documents/post33-14-03-2023.pdf. – Дата доступа: 05.04.2023.
11. Петухов, М. М. Мясная промышленность Республики Беларусь: состояние и тенденции развития / М. М. Петухов, Е. В. Коледа // Пищевая промышленность: наука и технологии. – 2019. – Т. 12, № 4. – С. 15–19.
12. Определение эффективности использования мясного сырья при производстве колбасных изделий / М. В. Базылев [и др.] // Аграрная наука – сельскому хозяйству: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 кн., Барнаул, 15–16 февр. 2018 г. – 2018. – Кн. 2. – С. 217–218.
13. Побяржина, Т. П. Тенденции развития мясоперерабатывающей отрасли в Республике Беларусь / Т. П. Побяржина, В. Ю. Морозова // Право. Экономика. Психология. – 2019. – № 2. – С. 45–51.
14. Рыбалко, Ю. А. Тенденции развития производства и переработки мяса в Республике Беларусь / Ю. А. Рыбалко // Экономика и банки. – 2022. – № 1. – С. 63–70.
15. Исследования белорусского рынка мяса и мясной продукции [Электронный ресурс] // Продукт.by. – Режим доступа: https://produkt.by/news/issledovanie-belorusskogo-rynka-myasa-imyasnoy-produkcii. – Дата доступа: 04.07.2023.
16. Жудро, Н. В. Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности пищевой промышленности Беларуси / Н. В. Жудро // Инновации в АПК: стимулы и барьеры: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Рязань, 21 июня 2017 г. – М.: Науч. консультант, 2017. – С. 114–119.
17. Сибиркова, О. В. Хлебопекарная промышленность Республики Беларусь: достижения и приоритетные направления дальнейшего роста эффективности / О. В. Сибиркова // Проблемы экономики. – 2009. – Вып. 2. – С. 266–273.
18. Масложировая отрасль [Электронный ресурс] // Белгоспищепром. – Режим доступа: https:// bgp.by/ru/fat-and-oil-ru. – Дата доступа: 05.04.2023.
19. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие / Н. А. Нагапетьянц [и др.]; под ред. Н. А. Нагапетьянца. – М.: Вузов. учеб., 2007. – 272 с.
20. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В. Г. Гусаков [и др.]. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2010. – 252 с.
21. Дегальцева, Ж. В. Функционирование учетно-аналитического кластера в АПК и его практическая значимость / Ж. В. Дегальцева // Учет и статистика. – 2013. – № 1. – С. 88–97.
22. Киреенко, Н. В. Теория и методология формирования сбытовой системы в новых условиях хозяйствования (на примере АПК Республики Беларусь): автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Н. В. Киреенко; Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси. – Минск, 2017. – 64 с.
23. Формирование эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции / З. М. Ильина [и др.]. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2013. – 185 с.
24. О Государственной программе «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 февр. 2021 г., № 59 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100059. – Дата доступа: 20.04.2023.
25. Национальная агропродовольственная система Республики Беларусь: методология и практика конкурентоустойчивого развития / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2021. – 179 с.
26. Лобан, А. Оценка состояния и тенденций развития производства зерна в рамках формирования устойчивой кормовой базы сельхозорганизаций Витебской области / А. Лобан // Аграр. экономика. – 2023. – № 1. – С. 70–83.
27. Ловкис, З. В. Здоровое питание детей в Республике Беларусь: стратегия, качество и инновации / З. В. Ловкис, Е. М. Моргунова // Пищевая промышленность: наука и технологии. – 2021. – № 2. – С. 19–29.
28. Актуальные меры и инструменты повышения эффективности функционирования национальных продовольственных рынков на основе диверсификации экспорта и регулирования качества продукции / А. В. Пилипук [и др.] // Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации / В. Г. Гусаков [и др.]; редкол.: В. Г. Гусаков (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2020. – Гл. 4. – С. 91–123.
29. Служба маркетинга сельскохозяйственных предприятий и ее функции [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/sluzhba-marketinga-selskohozyaystvennihpredpriyatiy-i-ee-funkcii-2918278.html. – Дата доступа: 04.07.2023.
30. Киреенко, Н. Стратегия совершенствования и перспективы развития системы сбыта в АПК Беларуси / Н. Киреенко // Аграр. экономика. – 2020. – № 4. – С. 20–27.
31. Лазаревич, И. М. Совершенствование механизма продуктово-специфической поддержки в сельском хозяйстве Республики Беларусь в условиях международной экономической интеграции / И. М. Лазаревич; под науч. ред. И. А. Войтко. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2021. – 141 с.
32. О селекции и семеноводстве сельскохозяйственых растений [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 7 мая 2021 г., № 102-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12100102&p1=1. – Дата доступа: 04.07.2023.
Review
For citations:
Gorbatovskij A., Mitskevich S., Loban A. Measures to support the production and marketing activities of organizations of the agroindustrial complex of the Republic of Belarus. Agrarian Economics. 2023;(8):21-34. (In Russ.) https://doi.org/10.29235/1818-9806-2023-8-21-34