Особенности управления нематериальными активами в организациях пищевой промышленности
https://doi.org/10.29235/1818-9806-2022-10-50-68
Аннотация
Под рыночным управлением нематериальными активами нами предложено понимать совокупность действий и мероприятий по эффективному планированию, организации и контролю формирования, развития и использования таких активов предприятия. Управление нематериальными активами тесно взаимосвязано с определением и раскрытием их стоимости и экономических выгод, которые они приносят (в виде дополнительных денежных средств или экономии на затратах). Рынки таких активов позволяют коммерческим организациям диверсифицировать бизнес и расширять присутствие своих брендов, вводя новые категории товаров. Кроме того, благодаря рынкам нематериальных активов предприятия могут получить доступ к новым компетенциям, а также создать дополнительные источники дохода без больших вложений в разработку или получение результатов НИОКР. Бренды (права на товарный знак), как и патенты, все чаще лицензируются, покупаются и продаются на национальном и международном уровнях, вместе с тем экономическая роль таких активов недооценена.
Об авторе
Ю. ТруханенкоБеларусь
Труханенко Юлия Сергеевна – старший научный сотрудник сектора экономики отраслей, магистр экономики и управления
Минск
Список литературы
1. Intangible Asset Market Value Study [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.oceantomo.com/intangible-asset-market-value-study. – Date of access: 25.07.2022.
2. Global Intangible Finance Tracker (GIFT™) – an annual review of the world’s intangible value [Electronic resource]. – Mode of access: https://brandirectory.com/download-report/brand-finance-gift-2021.pdf. – Date of access: 25.07.2022.
3. Нонака, И. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. – М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 384 с.
4. The Lisbon Review 2010: Towards a More Competitive Europe? [Electronic resource] / World Economic Forum. – 2010. – P. 9. – Mode of access: https://members.weforum.org/pdf/Gcr/LisbonReview/TheLisbonReview2010.pdf. – Date of access: 10.03.2022.
5. Стратегия «Наука и технологии: 2018–2040» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.brsu.by/sites/default/files/inovac/strategy_2018-2040.pdf. – Дата доступа: 19.09.2022.
6. Global Innovation Index 2020. Who Will Finance Innovation? [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf. – Date of access: 25.07.2022.
7. Doing Business 2020 [Electronic resource]. – Mode of access: https:Doing-Business-2020-Comparing-Business-Regulation-in-190-Economies.pdf. – Date of access: 22.04.2022.
8. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 9 нояб. 2010 г. № 575: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30 дек. 2011 г. № 621 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
9. Kokko, A. Technology, market characteristcs, and spillovers / A. Kokko // Journal of Development Economics. – 1994. – № 43 (2). – P. 279–293.
10. Gross domestic spending on R&D Study [Electronic resource]. – Mode of access: https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.html. – Date of access: 04.05.2022.
11. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – 125 с.
12. Ачаповская, М. Цифровизация экономики как драйвер инновационного развития / М. Ачаповская // Банк. весн. – 2019. – № 3. – С. 52–58.
13. О научной и инновационной деятельности Республики Беларусь в 2020 году: стат. бюл. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2021. – 115 с.
14. Viden til Vækst 2018. Offentligprivat samspil om forskning [Electronic resource]. – Mode of access: https://ufm.dk/publikationer/2018/filer/videntilvaekst2018_juni.pdf. – Date of access: 25.07.2022.
15. Пилипук, А. В. Конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности Беларуси в условиях построения Евразийского экономического союза / А. В. Пилипук, под ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Инт систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2018. – 237 с.
16. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 15 сент. 2021 г. № 348 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Горбачев, Н. Н. Рынок интеллектуальной собственности в экономике знаний [Электронный ресурс] / Н. Н. Горбачев, Н. С. Мальченко, А. П. Якимахо. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rynokintellektualnoysobstvennostivekonomikeznaniy/viewer. – Дата доступа: 25.07.2022.
18. Доклад о положении в области интеллектуальной собственности в мире. Бренды – репутация и имидж на мировом рынке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_944_2013.pdf. – Дата доступа: 22.04.2022.
19. Нечепуренко, Ю. В. Управление интеллектуальной собственностью в научнообразовательной сфере / Ю. В. Нечепуренко. – Минск: БГУ, 2009. – 239 с.
20. Доклад о мировых инвестициях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/system/files/officialdocument/wir2019_overview_ru.pdf. – Дата доступа: 25.07.2022.
21. О хозяйственных обществах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 9 дек. 1992 г. 2020XІІ. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/zakon_091292_2020.pdf. – Дата доступа: 25.04.2022.
22. Wood, L. Brands and brand equity: definition and management [Electronic resource] / L. Wood. – Mode of access: http://www.guillaumenicaise.com/wpcontent/uploads/2013/10/Brandsandbrandequitydefinitionandmanagement.pdf. – Date of access: 25.07.2022.
23. Brand Valuation: The financial value of brands [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.brandchannel.com. – Date of access: 05.04.2022.
24. Шульц, Д. О брендах и брендинге [Электронный ресурс] / Д. Шульц. – Режим доступа: http://www.vratio.ru. – Дата доступа: 11.05.2022.
25. Global 500 2020. The annual report on the world’s most valuable and strongest brands [Electronic resource]. – Mode of access: https://brandfinance.com/wpcontent/uploads/1/brand_finance_global_500_2020_preview.pdf. – Date of access: 25.07.2022.
26. BrandZ Top 100 Most Valuable Global Ranking [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.prnewswire.com/newsreleases/brandztop100mostvaluableglobalrankingrevealsgrowingpowerandinfluenceoftechnology301085042.html. – Date of access: 25.04.2022.
27. BrandZ Top 100 Most Valuable Global Ranking Reveals Growing Power and Influence of Technology [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.rankingthebrands.com/TheBrandRankings.aspx?rankingID=37&year=1342. – Date of access: 25.07.2022.
28. BelBrand 2020. TOP 100 Belarusain Brands [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.mppconsulting.com.ua/top100/belbrand2020.pdf. – Date of access: 25.07.2022.
Рецензия
Для цитирования:
Труханенко Ю. Особенности управления нематериальными активами в организациях пищевой промышленности. Аграрная экономика. 2022;1(10):50-68. https://doi.org/10.29235/1818-9806-2022-10-50-68
For citation:
Trukhanenko Yu. Peculiarities of intangible assets management in food industry organizations. Agrarian Economics. 2022;1(10):50-68. (In Russ.) https://doi.org/10.29235/1818-9806-2022-10-50-68